К 30-летию преподавания информатики в школе. "Информатика как образ мышления"

интервью с Юрием Абрамовичем Первиным, человеком, который стоял у истоков внедрения информатики в школьную программу.

В Переславле живёт замечательный человек – Юрий Абрамович Первин. Он стоял у самых истоков внедрения информатики в школьную программу страны. В этом году этому школьному предмету исполняется тридцать лет! Юрий Абрамович Первин – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Университета города Переславля, профессор. Он входит в число авторов одного из наиболее распространенных в России методического комплекта для обучения информатике «Роботландия». Сегодня по УМК «Роботландия» учатся младшие школьники в разных уголках нашей страны.

 

 

Об особенностях школьного предмета информатика, о науке и жизни мы и поговорили с этим выдающимся учёным, методистом и учителем.

– Юрий Абрамович, в юношестве Вы мечтали стать летчиком, и даже хотели полететь в космос. Как так получилось, что в итоге Вы пришли в информатику?

– Все правильно. В детстве все, а мальчишки особенно, очень подвержены влиянию жизни страны, а в то время и страна смотрела на авиацию, и я, выросший в поселке большого авиационного завода. Мои родители с рабфака пошли в авиацию. Отец закончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, а мама – Московский авиационный институт. Я не мог мечтать ни о чем другом, потому что среди моих сверстников все были такими.

Но если учесть, что в третьем классе пионерский галстук мне повязывал знаменитый лётчик, спасатель челюскинцев Михаил Васильевич Водопьянов, один из самых первых Героев Советского Союза, то становится понятно, почему о полётах я мечтал все своё раннее детство. В седьмом классе пошёл поступать в военно-воздушное училище в городе Горьком. На медицинском осмотре обнаружилось, что мне навсегда будут нужны очки, а, значит, в авиацию дорога мне закрыта. Но в здание училища мне ещё предстояло вернуться. Дело в то, что примерно лет через десять училище летчиков перебазировали из Горького, а здание было передано школе № 40, известной в городе школе с математическим уклоном. И когда директор школы задумал ввести в школе уроки программирования для старшеклассников, то мне было предложено вести уроки в этой школе.

И, как вы понимаете, все-таки, эпоха, в которой мы жили, и состояние страны многое определяет. Четвёртого октября 1957 года, в пятницу, был запущен первый спутник, а уже утром понедельника я был в ЦК Комсомола и думал, что я первым приду и запишусь в космос! Замечу, что к тому моменту в космосе еще не было ни Белки, ни Стрелки, был лишь запущен самый первый спутник. В числе желающих полететь в космос перед дверьми ЦК ВЛКСМ я оказался трехсотым! Со мной очень вежливо поговорили, и мне сказали, что «мы вас позовем». Ждал я очень долго, но 12 апреля 1961 года, когда в космос полетел Гагарин, я был на Красной площади, и тогда мне стало понятно, что нужно переделывать свою мечту.

Вуз и факультет я выбирал совершенно осознанно: выбрал Горьковский (ныне Нижегородский) университет имени Н.И. Лобачевского, физико-математический факультет, отделение математики. А самый главный выбор был сделан уже на четвертом курсе, когда уже многое в предстоящей судьбе можно было определить. У нас была небольшая группа вычислителей, и всех юношей нашей группы отправили в Москву в МГУ, потому что в Горьком вообще не было ни одной промышленно работающей вычислительной машины. Целый год пятого курса я провел в МГУ, и этот год дал мне очень много, окончательно определил мировоззрение, цели и мечты. Там я познакомился с людьми, которым обязан своей дальнейшей жизнью. В частности, Алексей Андреевич Ляпунов – человек-легенда. Андрея Петровича Ершова знают все в мире программирования. С ними я жил, учился, работал, аспирантуру проходил у Алексея Андреевича Ляпунова.

Когда я заканчивал университет, А.А. Ляпунов приглашал меня в создававшийся в Сибири новосибирский Академгородок. Но я считал себя обязанным родному университету, поэтому остался в Нижнем Новгороде. А потом, существенно позднее, когда в Нижнем Новгороде я защитил кандидатскую диссертацию, и, тем самым, позволял себе считать, что свой долг университету я, хотя бы частично, уже отдал, я перебрался в новосибирский Академгородок. И там моя работа поначалу была связана с программным обеспечением новых машин, в частности, «Эльбруса», но мои горьковские увлечения педагогическими экспериментами по преподаванию программирования по-прежнему влекли.

В Новосибирске большое влияние на меня оказал А.П. Ершов, который создал в своем большом отделе программирования Вычислительного центра СО АН СССР лабораторию экспериментальной информатики. Одним из её подразделений стала группа школьной информатики, в задачи которой вошли освоение теоретических педагогических проблем и разработка приложений школьной информатики, включающих дидактические обоснования школьного курса информатики, методику новой педагогической дисциплины, разработку программного обеспечения курса и, в целом, информатизации образования. Приятно вспоминать ту важную встречу в просторном кабинете А.П. Ершова в ВЦ Сибирского Отделения АН СССР, где впервые прозвучал предложенный и обоснованный А.П. Ершовым термин «школьная информатика» в качестве названия новой научной дисциплины.

– В этом году исполняется 30 лет школьному предмету «Информатика». А каковы были предпосылки введения в школьную программу этого нового предмета? Какой тогда виделась перспектива обучения информатике в школе?

– Конечно, тогда уже многие понимали, что информатика очень нужна, а вот оправдывали они возможность появления информатики в школах тем, что с одной стороны, компьютеры — это дорогие машины, с другой стороны, они очень производительны, велик объем памяти, и все отлично понимали, что при динамике роста этих качеств и дороговизны, и быстродействия, встаёт вопрос о том, что к машине нужно относиться так, чтобы она использовалась эффективно и не простаивала. При такой перспективе было ясно, что для того, чтобы машины были всегда загружены и давали отдачу, всех нужно учить программированию, поскольку работа программиста выполняется гораздо медленнее той работы, которую исполняют компьютеры.

Мне очень повезло, что я попал к Андрею Петровичу Ершову, потому что концепция видения школьной информатики – его главная идея. Наше время требует от человека совершенно иного образа мышления, чем мышление человека индустриальной и постиндустриальной эпохи. Человека нужно научить мыслить, кем бы он ни стал, особенно в эпоху цифрового общества, эта задача важна на этапе обучения в школе. Именно в школе человека нужно научить думать так, как этого требует информационное общество. И здесь речь идёт о нуждах всего молодого поколения страны. И для нас важно было реализовать реформу так, чтобы это коснулось каждого, кто проходит через школу. Это была главная идея А. П. Ершова, ему удалось собрать вокруг себя очень много иициативных и интересных людей.

В Новосибирске был создан первый институт Сибирского отделения РАО, занимающийся проблемами информатизации школьного образования. В начале конце 1986 года туда начали набирать кадры. А. П. Ершов добился исполнения одного важного проекта в этом институте, когда к нам обратились французы, которые в отношении школьной информатики были на достаточно передовом уровне. Они спроектировали компьютерный класс для школьников с французскими машинами и обратились к А. П. Ершову с просьбой провести экспертизу этого класса. Почему же они не обратились к американцам, которые в этом вопросе были очень сильны? Или к японцам, чьи технологии шли далеко в будущее? К тому времени дидактические концепции сибирской научной школы, созданной А.П. Ершовым, уже были широко известны во всем мире, и французы обратились именно к А.П. Ершову очень адресно.

Они прислали замечательные шесть машин на летнюю школу, которая по счету была уже десятой. На такие школы, как правило, приезжали много интересных ребят из разных стран. Среди них были звезды первой величины, которые были награждены грамотами за успехи, и они сами себя с гордостью называли «ветеранами». Мне было поставлено условие, что я проведу эту десятую школу, и А. П. Ершов отпустит меня в Переславль (на тот момент уже поступило предложение от А. К. Айламазяна об этом).

Получилось, что мы должны были, проводя эту экспертизу, отдать класс малышам и заниматься с ними по учебнику франкоязычной версии языка программирования Лого. Мы набрали группу из шести человек (от 1-го до 3-го класса), двое из которых были ленинградцами и четверо – сибиряками, учащимися школы в Академгородке, где с первого класса дети изучают французский язык). Трое из них были моими собственными детьми. Более взрослые ученики летней школы сильно возмутились, увидев, что малышей отвели в класс, заставленный «томпсоновскими» машинами, а им, «ветеранам», отдали советские машины, у которых случались сбои через каждые пять минут, их требовалось постоянного перезагружать, и ни о каком цветном экране там речи не было. А малышам из домика, на котором была наклеена короткая надпись «Лого», достались и цветные экраны, и световые перья, и магнитные карты, считывающие графическую информацию… И было сделано всё для того, чтобы малыши полюбили компьютеры, смогли грамотно на их базе обучаться.

И для меня эта школа определила основное направление для всей моей дальнейшей жизни, и, уже переезжая в Переславль, я понимал, что отныне я буду заниматься ранним обучением информатике.

– Расскажите о первых летних компьютерных школах, которые проходили, в том числе, и на Переславской земле?

– Школа здесь трактовалась именно как летняя. Но я перебрался в Переславль сразу после окончания десятой школы в Академгородке в конце августа, и первое задание, которое мне здесь дал директор Института программных систем АН СССР А.К. Аймалазян, стало проведение детской зимней школы, которую мы готовились проводить на базе городской школы-интернета. Эту проводившую на коротких зимних каникулах школу мы рассматривали как пробу сил перед предстоящей летней школой. Для Переславля существенно важнее оказалась летняя школа, потому что там и временнόй интервал другой, и условия – тоже. Зимой 1986 года мы были заняты поисками здания по округе. Нам выделили машину, и мы отправились в полуразрушенный пансионат в местечке «Кухмарь», туда, где с той поры и по сей день существует детский компьютерный центр. Площадка была выбрана удачно: ведь там есть и сосновый лес, и озеро рядом, и с самого начала был принципиально поставлен вопрос об идеальном компьютерном оснащении.

В лагере у ребят были замечательные условия: были поставлены отличные машины, групповые занятия на которых занимали всю первую половину дня. Такие группы были названы кафедрами. Дети занимались перспективной наукой, поэтому они были объединены не в кружки, не в группы, а в кафедры, у каждой из которых была своя специальность. Кафедра новичков-малышей получила имя «Роботландия» – страна роботов, в которой дети учились общаться с роботами и наблюдать поведение моделей-роботов на компьютерных экранах Преподавателями этой кафедры стали сотрудники лаборатории школьной информатики академического Института программных систем АН СССР. Другие институтские лаборатории работали с детьми постарше, обучая их элементам алгебры, теории вероятностей, машинной графике…

После обеда ребята могли пойти поплавать или просто поспать, но это у многих не получалось, потому что у них всегда была возможность делать то, чего они хотят. Дети не просто играли в компьютерные игры, а доделывали то, что не успели утром, или обсуждали какую-то интересную задачку. У них не было никаких забот с питанием: детей хорошо кормили. Окружающая обстановка способствовала продуктивному использованию времени.

Первые летние школы мне очень нравились. Позднее я познакомился с Юрием Михайловичем Горвицем, компетентным, энергичным и обязательным человеком, который в Москве, будучи научным руководителей фирмы «Компьютер и детство», разрабатывал и внедрял в практику замечательные учебные и игровые программы для детских садов. Такому человеку можно было с уверенностью передать такое дело как руководство Летней детской компьютерной школой. Он занимался этой работой в Переславле около пяти лет. Потом он перебрался в Словакию, а после в Болгарию и там, продолжая обучение российских детей и малышей информатике, почти каждое лето приглашал меня на эти летние лагеря-школы. На одну из школ в Болгарии я ездил со своими учениками из сельской школы ела Филимоново Переславского района.

– Какие трудности возникали в связи с введением нового предмета информатики в школьную программу?

– Прежде всего, это техническое обеспечение такого курса. Первые два послереформенных года массовая советская школа оставалась без компьютеров. И хотя хотелось извлечь пользу из этой ситуации, но мы отлично понимали, что учить информатике и заниматься программированием без компьютера, это все равно, что доверить свою жизнь водителю автобуса, который учился управлять автомобилем по плакатам.

Ещё одна трудность, необычная для нашей огромной страны, которая привыкла делать всё сразу и на высоком уровне, это проблема учебников. В одной из своих поездок во Францию ещё в дореформенный период я обратил внимание на то, что в каждом книжном магазине встречаются различные учебники по любому предмету. И у учителя всегда была возможность выбора учебников для своего авторского обучающего курса. В нашей стране до реформы 1985 года такое было в принципе невозможно.

Летом 1985 году предстояла переподготовка огромной армии учителей, в первую очередь, учителей математики и физики. Конечно, это было сложно. Было поломано немало судеб, но в то же время в этот период зажглись очень много ярких звёздочек, которые стали основой фонда учительских кадров для предмета «Основы информатики и вычислительной техники». В то время не было ни одного факультета информатики или кафедры информатики. Всё это появлялось только потом. Замечательный слой педагогических кадров состоял из тех людей, которые приходили из программирования. Эти люди были тем ядром, который обеспечил сложнейшую проблему учительской переподготовки.

По поводу учебников тоже ситуация была интересная. Ещё задолго до реформы 1985 года я пришёл в крупнейшее российское издательство «Просвещение» со своей книгой «Машинная графика на уроках математики», и спросил, смогут ли её напечатать, на что получил согласие. Никаких препятствий не было. В итоге эта книга лежала неизданной шесть лет. А в дни подготовки реформы 1985 года, в январе, Академия наук СССР и Российская Академия образования собрали авторитетный авторский коллектив во главе во главе с А.П. Ершовым (от АН) и Монаховым В.М. (от РАО); в конце весенних каникул была сдана рукопись учебника, и в начале июня был выпущен огромным тиражом двухтомник книги в виде методички для учителя и книги для ученика. Таких ударных темпов наши издательства никогда не знали.

– Что, на Ваш взгляд, должно определять содержание информатики в школе, и какова ее важность в сегодняшней системе образования?

– Главная задача – это формирование стиля мышления, которое необходимо молодому поколению сегодня. Речь идёт об умении планировать свою деятельность, о том, чтобы уметь оперативно найти информацию, требуемую для решения поставленной задачи, об умении использовать эффективный инструментарий. Все эти умения и навыки нужны каждому молодому человеку нынешнего времени независимо от выбираемой профессии.

Учитывая столь общий характер педагогических результатов информатизируемых школьных учебных предметов, преподавание информатики следует начинать в социальном институте, обязательном для каждого члена общества, то есть, в школе. Благодаря фундаментальности формируемых навыков, благодаря социальному значению стиля мышления, благодаря мощному концептуальному инструментарию – компьютерам и информационным сетям, выбор ведущей дисциплины в нынешней школе становится решающей задачей современного общества и определяется однозначно – информатика. И программисты-экспериментаторы педагогических приложений, и теоретики педагогики – дидакты, ещё задолго до реформы доказывали эффективность раннего обучения информатике: начинать обучение информатики надо не в девятом классе, когда мировоззрение и, следовательно, стиль мышления молодого человека уже сложились, а в первом классе, когда ребёнок только начинает формировать стиль своего мышления.

 Навыки, полученные на уроках информатики, дадут ребёнку возможность быстрее научиться базовым навыкам – читать, писать логично и грамотно строить свою речь.  Информатика с её активными межпредметными связями становится с применением электронных учебников такой организующей силой, которая нужна школе.

– Сейчас много говорят об электронных учебниках. Как на Ваш взгляд, их использование может повлиять на качество образования современных школьников?

– Несомненно, электронный учебник – очень нужный инструмент педагогики. Сейчас выпускается много недорогих компьютеров, и они становятся средствами, которые работают на уроках. И они используются на таких предметах, как биология, история, иностранный язык, математика…, например, на отдельных этапах урока вместе с препарированием цветочка, дети делают классификацию растения, определяют функцию его частей, и на каждой стадии компьютер работает, помогая ученику.

И к счастью, сейчас это понимают, и говорят о том, где наши самые главные трудности. Для того чтобы внедрить электронные учебники в систему образования, конечно, необходимы определённые ресурсы, но мы к этому обязательно придём.

– Юрий Абрамович, мы так много говорили о науке, но хотелось бы уделить внимание и лично Вам. Расскажите о своей большой семье?

– Давно, в начале карьеры молодого специалиста, мы вместе с одним моим другом написали книгу, и тогда он сказал, что это лучшее его произведение. А я своим лучшим произведением считаю своих детей. Я очень любил своих родителей, но немного их, всё-таки, осуждал за то, что я у них один. И сейчас, когда я живу и пытаюсь разобраться в своих делах и поступках, я прихожу к выводу, что будь у меня ещё пара сестрёнок и хотя бы один братишка, всё было бы совсем по-другому. Мой отец был самым младшим в семье, одиннадцатым семье дда – сельского учителя. У прадеда по материнской линии было двенадцать детей и все 12 – сыновья. И не абы каких: мой дед, например, был председателем первого Совета рабочих депутатов в районном центре Владимирской области во время первой русской революции 1905 года. Когда я женился, жене сразу сказал, что у нас будет пятеро детей. Очень многие говорят, что это трудно, но сколько лет я живу, ни разу не пожалел о том, что детей у меня много. Я очень ими доволен.

Правда, прямо по моим стопам пошёл только один из сыновей, но, тем не менее, прикоснулись к компьютерам все в моей семье, даже моя половина. Причём жена, Наталья Первина, имеет музыкальное образование, была учителем музыкальной школы, а потом случился несчастный случай, когда она оказалась в больнице, и на больничной койке она сочинила первую свою песенкупесенку, через день ещё одну … Творческий порыв захватил её и изменил её жизнь. Сейчас она по праву может считать себя композитором, ничуть не преувеличивая. Она много концертирует в Переславле и в сёлах района, в Ярославле и в Москве. У неё есть свой коллектив, она активно пользуется интернетом в работе, и сейчас она очень неплохо освоила компьютер с музыкальной стороны.

И, чём я действительно должен быть доволен, так это тем, что меня дома все понимают.

– Может быть, Вы поделитесь с нами, над чем Вы сейчас работаете?

– Если говорить о рутинной работе, я веду дистанционное обучение с младшими школьниками по всей стране.  Веду курс «Азбука Роботландии». Переписываюсь с учителями. Кроме того, преподаю студентам: совместительствую в Ярославском педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, там есть кафедра теории обучения и методики информатики, и там я читаю лекции, веду семинары, готовлю аспирантов.

Если говорить о чём-то за рамками рутинной работы, время от времени пишу разные книги на тему информатики в школе и дома. И каждый раз, начиная новую книгу, думаешь, что это последняя. Сейчас мы с давним коллегой и другом А.А. Дувановым задумали новую книгу, которая будет называться «Роботландский сетевой университет». И рассказывать о дистанционном обучении школьников. Мой коллега обучает старшеклассников основам сайтостроения и руководит университетом, а я занимаюсь с теми, кто помладше.

– Юрий Абрамович, спасибо Вам большое за интервью, было очень интересно побеседовать с Вами!

Авторы: Л.В. Пармёнова, Д.В. Шутова
Фото: А. Федосеев
материал подготовлен совместно с порталом pro-pereslavl.ru

ФОТО с мероприятий, посвященных 30-летию преподавания информатики в школе....

 

 

В библиотеке Университета открыта выставка, посвященная 30-летию преподавания информатики в школе.

 



 

Пожертвования Университету

Университет с благодарностью примет и направит на благое дело Ваши пожертвования (юридическая база описана ниже).
Далее...

Краткая справка об Университете....

История создания. Основная идея, миссия, видение и цели......
Далее...

8-го октября 2017 г. в 10.00 в корп. 1 Университета (ул. Советская, 2)

прошел 1-ый тур математической олимпиады «Турнир Городов»
Далее...

Я выбрал учебу в Университете города Переславля и не жалею!

Отзывы наших выпускников
Далее...

Университет и школы города: инновационная деятельность

Проектная и исследовательская работа школьников становится одним из главных направлений обучения в школах в рамках внедрения новых образовательных стандартов.
Далее...

Департамент государственной службы занятости населения Ярославской области

наградил ректора, профессорско-преподавательский состав вуза почетными грамотами
Далее...

По страницам газет...

О нас пишут...

Актовые лекции

по школам города
Далее...